Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать её образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», « Не возражаешь?» и т.д. По-настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух-трёх ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия. Объединять детей в группы нужно с учётом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр.Руководить работой класса, где соседствуют слабые и сильные группы, учителю труднее. Эффективна следующая форма подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кто будет следующим и т. д. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, группы получаются равносильные. У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. « Мы группа, значит, мы способны действовать, » - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.
Какие роли должны быть в группе? Здесь много вариантов, например:
- организатор – отвечает за работу группы в целом;
- спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
- секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
- критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
- контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение;
Совместно с детьми необходимо выработать правила групповой работы. Они могут быть, например, такими:
- Каждый член группы высказывает свою гипотезу, версию, решение.
- Остальные члены группы, выслушав, должны оценить гипотезу и аргументировать своё согласие или несогласие с ней.
- Варианты могут обсуждаться по мере выдвижения, а могут «набрасываться» и обсуждаться после того, как основные из них сформулированы. Во втором случае необходима фиксация идей, чтобы ни одна из них не была утеряна, оставлена без внимания.
- При выдвижении и обсуждении необходимо соблюдать установленную очерёдность, не высказываться одновременно, не перебивая друг друга.
- Обсудив идеи, группа должна прийти к единому решению, которое и будет групповым решением. Излагая групповое решение, группа должна объяснить основание своего выбора.
- Если в группе есть человек, который не согласен с решением группы, то группа должна заявить об этом. В некоторых случаях можно предоставить слово для обоснования решения и члену группы, не согласному с решением группы. Иногда же группа, не пришедшая к общему решению, не допускается до доклада, а объясняет причину.
- Групповые решения выносятся на доску и затем обсуждается. Обсуждение возможно как в группах, так и при организации общей дискуссия
Эти же правила могут быть представлены в виде алгоритма движения при выполнении задания в группе, с целью облегчения работы организатора по руководству процессами, протекающими в группе.
Алгоритм движения при выполнении задания в группе.
- Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
- Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
- Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы).
- Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
- Совместное принятие решения.
- Анализ решения задания, его оформление.
- Проговаривание в группе выступления спикера.
- Представление решения спикером.
При организации групповой работы, нужно обратить внимание на следующее:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут в 3-4 классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Текст запозичен та перекладен з публікації: Вишневецкая Т.Л. Использование групповой формы работы при организации учебной деялтельности [Електронний ресурс] . - Електрон. текст. данні . - Режим доступу: http://festival.1september.ru/articles/520234/, вільний, розділ "Преподавание в начальной школе" . - Назва з екрану . - Рос. мовою . - Перевірено: 16.06.2011.
|