E-клас‎ > ‎

Принципи спільної творчості та її організація

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать её образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», « Не возражаешь?» и т.д.

По-настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух-трёх ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия.

Объединять детей в группы нужно с учётом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр.

Руководить работой класса, где соседствуют слабые и сильные группы, учителю труднее. Эффективна следующая форма подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе).

Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кто будет следующим и т. д. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, группы получаются равносильные.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. « Мы группа, значит, мы способны действовать, » - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Какие роли должны быть в группе? Здесь много вариантов, например:

  1. организатор – отвечает за работу группы в целом;
  2. спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  3. секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  4. критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  5. контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение;

Совместно с детьми необходимо выработать правила групповой работы. Они могут быть, например, такими:

  1. Каждый член группы высказывает свою гипотезу, версию, решение.
  2. Остальные члены группы, выслушав, должны оценить гипотезу и аргументировать своё согласие или несогласие с ней.
  3. Варианты могут обсуждаться по мере выдвижения, а могут «набрасываться» и обсуждаться после того, как основные из них сформулированы. Во втором случае необходима фиксация идей, чтобы ни одна из них не была утеряна, оставлена без внимания.
  4. При выдвижении и обсуждении необходимо соблюдать установленную очерёдность, не высказываться одновременно, не перебивая друг друга.
  5. Обсудив идеи, группа должна прийти к единому решению, которое и будет групповым решением. Излагая групповое решение, группа должна объяснить основание своего выбора.
  6. Если в группе есть человек, который не согласен с решением группы, то группа должна заявить об этом. В некоторых случаях можно предоставить слово для обоснования решения и члену группы, не согласному с решением группы. Иногда же группа, не пришедшая к общему решению, не допускается до доклада, а объясняет причину.
  7. Групповые решения выносятся на доску и затем обсуждается. Обсуждение возможно как в группах, так и при организации общей дискуссия 

Эти же правила могут быть представлены в виде алгоритма движения при выполнении задания в группе, с целью облегчения работы организатора по руководству процессами, протекающими в группе.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе.

  1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
  2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы).
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения задания, его оформление.
  7. Проговаривание в группе выступления спикера.
  8. Представление решения спикером.

При организации групповой работы, нужно обратить внимание на следующее:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут в 3-4 классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. 

Текст запозичен та перекладен з публікації:

Вишневецкая Т.Л. Использование групповой формы работы при организации учебной деялтельности [Електронний ресурс] . - Електрон. текст. данні . - Режим доступу: http://festival.1september.ru/articles/520234/, вільний, розділ "Преподавание в начальной школе" . - Назва з екрану . - Рос. мовою . - Перевірено: 16.06.2011.

Comments